Развитие мышления

razvitie myshleniya Саморазвитие

Ребенок рождается не задумываясь. Чтобы думать, ему нужен определенный чувственный и практический опыт, закрепленный в памяти. К концу первого года жизни ребенок может уже иметь элементарное мышление.

Главное условие развития мышления детей — их целенаправленное воспитание и воспитание. В подростковом возрасте ребенок учится овладевать предметной деятельностью и речью, самостоятельно решать сначала простые, а затем сложные задачи, понимать и действовать в соответствии с требованиями взрослых.

Развитие мышления выражается в постепенном расширении психического содержания, в последовательном появлении форм и способов психической деятельности и их изменении по мере общего развития личности. При этом усиливаются мотивы умственной деятельности ребенка — познавательные интересы.

Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. Он имеет свою специфику в любом возрасте.

Мышление ребенка в раннем возрасте проявляется в виде деятельности, направленной на решение конкретных задач: попадание предмета в поле зрения, установка дисков на стержень игрушечной пирамиды, закрытие или открытие ящика, поиск спрятанного предмета, лазание. стул, игрушка и т. д. думает ребенок. Он думает делом, его мышление наглядно и активно.

Обучение речи меняет развитие зрительно-моторного мышления ребенка. С помощью языка детей они начинают мыслить в общих чертах.

Дальнейшее развитие мышления выражается в изменении соотношения действия, образа и слова. Слово играет все более важную роль в решении проблем.

В развитии дошкольных типов мышления есть определенный порядок. Сначала развивается зрительно-реальное мышление, затем зрительно-воображаемое и, наконец, вербальное.

Мышление младших школьников (11-15 лет) использует знания, полученные в основном вербально. При изучении различных учебных предметов — математики, физики, химии, истории, грамматики и др. — студенты имеют дело не только с фактами, но и с закономерными отношениями, общими связями между ними.

В старшей школе мышление становится абстрактным. При этом развивается конкретное и образное мышление, особенно в результате изучения художественной литературы.

По мере изучения основ естественных наук учащиеся узнают о системе научных концепций, каждая из которых отражает один аспект реальности. Формирование концепций — длительный процесс, зависящий от степени их обобщения и абстракции, от возраста учащихся, их психологической направленности и методов обучения.

В усвоении концепций можно выделить несколько уровней: по мере развития учащиеся приближаются к сути предмета, явлению, обозначенному концепцией, им легче обобщать и связывать отдельные концепции друг с другом.

Первый уровень характеризуется элементарным обобщением конкретных случаев, взятых из личного опыта учащегося или из литературы. На втором уровне усвоения выделяются индивидуальные особенности концепта. Границы концепции либо сужаются, либо без надобности расширяются. На третьем уровне учащиеся пытаются дать подробное определение концепции, указать ее основные особенности и привести правильные примеры из реальной жизни. На четвертом уровне ученики полностью усваивают концепцию, указывают ее место среди других моральных концепций и успешно применяют в жизни. Параллельно с развитием концепций возникают суждения и умозаключения.

1-2 классы характеризуются категоричностью утвердительных суждений. Дети односторонне судят о теме и не доказывают свое мнение. В связи с увеличением знаний и словарного запаса учащиеся 3-4 классов выносят проблемные и условные суждения. Учащиеся 4-х классов могут делать выводы не только на основании прямых, но и косвенных свидетельств, особенно из конкретных материалов, взятых из личных наблюдений. Учащиеся младших классов средней школы также используют суждения о делимости и чаще оправдывают и доказывают свои утверждения.Учащиеся старших классов начальной школы овладели практически всеми формами выражения мыслей. Предположения, предположения, сомнения и т. Д. Становятся нормой в их рассуждениях. Старшеклассники с одинаковой легкостью используют индуктивный и дедуктивный вывод и вывод по аналогии. Самостоятельно может задать вопрос и доказать правильность ответа.

Индивидуальные различия в мышлении

Развитие понятий, суждений и умозаключений происходит одновременно с усвоением, обобщением и т. Д. Успешное овладение умственными операциями зависит не только от приобретения знаний, но и от специальной работы учителя в этом направлении.

Типы мышления являются одновременно типологическими особенностями умственной и практической деятельности людей. Каждый тип основан на особой взаимосвязи сигнальных систем. Если у человека преобладает конкретно-реальное или конкретно-образное мышление, это указывает на относительное преимущество первой сигнальной системы над второй; если словесно-логическое мышление более характерно для человека, это указывает на относительное преимущество второй сигнальной системы над первой. Есть и другие различия в умственной деятельности людей. Если они устойчивы, мы называем их умственными качествами.

Понятие разума шире, чем понятие мышления. Для человеческого разума характерны не только особенности его мышления, но и особенности других познавательных процессов (восприятие, творческое воображение, логическая память, внимание). Понимая сложные отношения между предметами и явлениями окружающего мира, умный человек должен хорошо понимать других людей, быть чутким, ласковым, добрым. Мыслительные качества — основные качества ума. К ним относятся гибкость, независимость, глубина, широта, последовательность и несколько других способов мышления.

Гибкость ума выражается в подвижности мыслительных процессов, умении учитывать меняющиеся условия умственной или практической деятельности и, соответственно, менять способ решения проблем. Гибкость мышления противоположна инертному уму. Человеку с инертным умом более свойственно воспроизводство усвоенного, чем активный поиск неизвестного. Инертный ум — это ленивый ум. Гибкость ума необходима творческим людям.

Независимость ума выражается в умении задавать вопросы и находить оригинальные способы их решения. Самостоятельность разума предполагает его самокритику, то есть способность человека воспринимать сильные и слабые стороны своей деятельности в целом и умственной деятельности в частности.

Важны и другие качества ума — глубина, широта и последовательность. Глубоко мыслящий человек способен «доходить до корня», до сути предметов и явлений. Последовательные мыслители могут рассуждать логически, убедительно доказывать, является ли вывод верным или ложным, и проверять ход рассуждений.

Оцените статью
Психология жизни
Добавить комментарий