Советы психолога. Как избежать агрессии

sovety psihologa kak izbezhat agressii Проблемы

Что такое агрессия? Агрессия — это поведение, которое причиняет вред объекту или объектам, человеку или группе людей. Он может проявляться физически (избиение) и словесно (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).

Психология различает два типа агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определенной цели. Часто проявляется у детей младшего возраста (хочу взять игрушку, предмет и т. Д.). Дети постарше проявляют более враждебную агрессию, направленную на причинение вреда другому человеку.

Очень часто агрессию путают с упрямством и напористостью. Как вы думаете, это эквивалентные функции? Что вам больше нравится в вашем ребенке: настойчивость или агрессивность? Конечно, настойчивость. Эта черта, по сравнению с агрессивностью, имеет социально приемлемые формы, так как не допускает оскорблений, запугивания и т. Д.

Уровень детской агрессивности меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессия становится устойчивой. Причин такого поведения много: положение ребенка в обществе, отношение к нему сверстников, отношения с учителем и т. Д.

Стойкая агрессия одних детей проявляется в том, что иногда они иначе, чем другие, понимают поведение других, интерпретируя его как враждебное. Мальчики более агрессивны. Это часть мужского стереотипа, который культивируется в семье и в средствах массовой информации.

Причины агрессии.

Причины, по которым подростки совершают насильственные действия, остаются совершенно неизученными. Тем не менее, мы выделили следующие категории, которые вызывают агрессивное поведение у подростков, а именно:

  • врожденные позывы или предрасположенности;
  • потребности, активируемые внешними раздражителями;
  • познавательные и эмоциональные процессы.

Очень часто причиной агрессии становится семейное положение:

1) агрессивное поведение членов семьи в обычных жизненных ситуациях (крики, ругательства, «грубость», унижения, взаимные упреки и оскорбления). Психологи считают, что ребенок в несколько раз чаще проявляет агрессию в повседневной жизни, где агрессию со стороны взрослых он видел ежедневно, т.е. это стало нормой его жизни.

2) Непоследовательность родителей в донесении до своих детей правил и норм поведения. Этот метод воспитания детей отвратителен тем, что дети не формируют моральный стержень поведения. Сегодня родителям удобно говорить одно, а детям навязывать такое поведение. Завтра им удобно сказать что-то другое, и они снова навязывают это детям. Это приводит к замешательству, гневу, агрессии по отношению к родителям и другим людям.

Факторы агрессивности.

Основными факторами, влияющими на агрессию у детей, являются: семья, сверстники, СМИ. Дети учатся агрессивному поведению через прямое подкрепление, а также наблюдая за агрессивными действиями. Общество, страдающее от агрессии и нетерпимости, также заражает свое молодое поколение. Опасность заключается в том, что в новом поколении болезнь может стать врожденной и массовой, превратившись из социальной патологии в социальную норму.

Настроение помогает преодолеть агрессивность ребенка, используя в своем арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд.

Неприятие, напротив, стимулирует агрессию ребенка. Для него характерны равнодушие, отстраненность от общения, нетерпимость и авторитет, неприязнь к факту существования ребенка. Отказ от ребенка приводит к раскрытию такого заболевания, как детская госпитализация. Что это? Одиночество, отсутствие желания общаться с аборигенами, никаких семейных традиций, обычаев, законов.


Очень важно ободрять ребенка словами, глазами, жестами и действиями. Наказание также очень важно для человека, если:

1) происходит сразу после совершения преступления;

2) объясняется ребенку;

3) строго, но не жестко;

4) оценивает действия ребенка, но не его человеческие характеристики.

Наказывая ребенка, отец и мать должны проявлять терпение, мир и самообладание.

Рекомендациидля родителей.

1. Старайтесь избегать скандалов и публичных ссор на глазах у вашего ребенка, иначе у ребенка может развиться модель конфликтного поведения, которая перейдет в окружающее общество.

2. Обратите внимание на то, как ваш ребенок ест до школы и в школе. Большинство детей приходят в школу натощак, что также провоцирует агрессивное поведение.

3. Необходимо правильно оценивать способности ребенка и не давать невыполнимых заданий.

задания, невыполнение которых неизбежно приводит к заниженной самооценке, попыткам суицида.

4. Не оставайтесь равнодушными к проблемам ребенка, старайтесь посещать школу не только во время родительского собрания, но и во время четверти (особенно это касается родителей, чьи дети учатся нестабильно, имеют проблемы с дисциплиной и успеваемостью). При посещении школы спокойно и тактично разговаривайте с учителями, постарайтесь выяснить настоящие причины проблем (версия учителя) и только потом выдвигайте свои требования и претензии (версия ребенка и родителей).

5. Избегайте практики физического наказания, в частности, после посещения родительского собрания многие родители возвращаются домой с одной целью, чтобы как можно сильнее наказать ребенка и тем самым отомстить за позор опытных людей. После такой воспитательной тактики конфликты между родителем и ребенком становятся традиционной формой общения, дети перестают доверять не только своим родителям, но и взрослым в целом, они боятся говорить о своих проблемах и трудностях, лгут и вертятся, становятся замкнут, убегают из дома, ища поддержки на стороне.

Родители, внимательно слушающие своих детей, обнаруживают, что активное слушание помогает им справляться с негативными чувствами и заботами. Общаясь со своими родителями на равных, дети привыкают к тому, что им не нужно оправдываться и бояться собственных чувств. Активное слушание побуждает детей активно думать и говорить о проблеме и улучшает отношения между детьми и родителями. Это помогает сопереживать другому человеку и смотреть на мир с другой точки зрения.

«Золотые правила» воспитания.

5. Умеренное дозирование компьютерных игр и телевидения, совместная разработка распорядка дня помогут ребенку рационально распределять нагрузку и отдых. Ограничьте общее количество времени, которое вы тратите на просмотр телевизора, чтобы он не играл доминирующей роли в формировании образа мира вашего ребенка. Если возможно, запланируйте время для просмотра телевизора и использования компьютера. Внимательно следите за тем, что смотрит ваш ребенок. Переключитесь на другую программу или выключите телевизор, если считаете, что программа вредна и опасна для его психики.

1. Старайтесь поддерживать в семье атмосферу открытости и доверия.

2. Не давайте ребенку нереальных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточные надежды.

Не ставьте условия в сердце вашего ребенка.

4. Будьте внимательны в общении с ребенком.

5. Не наказывайте своего ребенка за то, что вы позволяете себе делать.

6. Не меняйте своих ожиданий от ребенка ни ради чего.

7. Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.

8. Не бойтесь делиться с ребенком своими чувствами и слабостями.

9. Не ставьте свои отношения с ребенком в зависимость от его или ее академической успеваемости.

10. Помните, что ребенок — это случайное воплощение!

Оцените статью
Психология жизни
Добавить комментарий