Виды межличностного общения

vidy mezhlichnostnogo obshheniya Отношения

Существует три типа межличностного общения: императив, манипуляция и диалог.

Императивное общение — это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением, вынуждая его совершать определенные действия.

Здесь конечная цель общения — принуждение партнера, средства — приказ, инструкция, требования.

Существует множество видов социальной деятельности, в которых использование императивного типа общения оправдано (военно-уставные отношения, в целом отношения «начальник-подчиненный» в сложных и экстремальных условиях).

Но есть и сферы межличностных отношений, где использование императива неуместно, неэтично. С помощью команд, приказов и безусловных запретов можно добиться внешнего послушания, выполнения требований, но они не становятся частью внутренних личных убеждений человека. Императивное общение также нежелательно в профессиональной деятельности журналистов; этот тип отношений мешает созданию достоверной информации.

Манипуляция — очень распространенная форма межличностного общения, которая включает в себя влияние на вашего партнера из-за личных скрытых целей. Как и в случае с императивом, здесь говорится о влиянии для достижения ваших целей, но, в отличие от императива, здесь партнер не информируется об истинных целях общения. Они скрыты от него или заменены другими. Есть области межличностного взаимодействия, где эта форма недостоверного общения иногда уместна (например, сфера бизнеса, деловых отношений, символом этого типа отношений была концепция общения Д. Карнеги и его многочисленных последователей). При этом есть риск переноса навыка манипулирования влиянием в другие области межличностных отношений, где аутентичность общения чрезвычайно важна как элемент самоконтроля и ответственности за свою жизнь. Сфера журналистики, от которой вы вправе рассчитывать на реальную помощь в социальной ориентации, конечно, не место для манипуляций, потому что здесь повышенная ответственность за эффект воздействия на получателей.

Императивный и манипулятивный типы общения, при всех их различиях, внутренне похожи. Это разновидности так называемого «монологическое общение»; человек, признавая в другом объект своего влияния, фактически общается с самим собой, учитывает только собственные цели и задачи, игнорируя собеседника. Эти варианты взаимодействия можно отнести к общению очень условно.

Диалоговое общение — реальная альтернатива первым двум типам межличностных отношений, упомянутым выше. Диалог принципиально отличается от монологического общения. Возможны три варианта такого взаимодействия:

  • — вера в намерения партнера;
  • — восприятие партнера как равного себе и имеющего право на собственное мнение и решение;
  • — олицетворение общения — выступая от своего имени, излагая свои истинные чувства и желания.

В диалогическом общении инициатива исходит от обоих участников процесса. Они активно помогают друг другу в контактах. Конечно, в каждом случае есть установки влияния, влияющие на поведение собеседника; так что можно сказать, что манипулятивный момент есть почти в каждом разговоре. Однако в диалогическом общении он не доминирует. Открытость и готовность вступить в контакт более важны, чем упорядоченный тон или игра на чувствах, как в случае с императивным общением и манипуляциями.

Общение может быть многомерным, иногда собеседники преследуют разные цели. Но ценность настоящего общения, опять же, заключается в открытости собеседников, их готовности наладить контакт. Нам нужно общение, чтобы передавать информацию, действовать вместе, помогать друг другу.

Одна из сфер, в которой полностью раскрываются преимущества диалогического межличностного общения, — это, конечно, журналистика. Поэтому необходимозаключается в объяснении отличительных черт профессионального журналистского общения по сравнению с методами извлечения информации при личном общении в других профессиях.

Разные профессии ориентированы на разные результаты. Например, следственные слушания и допрос свидетелей и потерпевших в суде проводятся так же, как и интервью, в формате вопрос-ответ с четкой лидирующей ролью в инициировании «допроса». Однако настоящего интереса к личности «помощника» быть и не может.

А интервью с журналистами ведутся так, чтобы у зрителей было полное представление о происходящем,

чтобы помочь сформировать объективное мнение. Результатом профессионально организованного и проведенного межличностного общения (интервью) является новая и качественная информация, т.е. максимально точная (адекватная ситуации, с учетом уровня осведомленности собеседника), которая может помочь получателю сориентироваться общество, предпринять разумные и ответственные шаги.

«Правильное общение», если можно так выразиться, требует знаний и профессиональной подготовки. Одного желания общаться недостаточно; Вряд ли оба собеседника сразу примут и поймут друг друга. Коммуникационный процесс должен быть организован, его нужно проводить. Насколько это сделано профессионально, продуктивно, партнеры

(так назовем собеседников) делайте выводы — неправильные или правильные. Многие психологи считают, что искусству общения можно научиться. Журналист должен как минимум понимать психологические тонкости общения и как можно больше им следовать.

  • В процессе общения между собой переплетаются:
  • — обмен информацией между партнерами, передача и получение информации, мнений, чувств (коммуникативная сторона общения);
  • — взаимодействие (страница интерактивного общения);

Межличностные отношения.

В повседневном, обычном общении, когда люди узнают друг друга, оба собеседника проявляют готовность понимать друг друга; эти первые шаги определяют дальнейшее развитие отношений, как профессиональных, так и личных. Сложнее обстоит дело с профессиональной сферой. На деловых переговорах люди представляют интересы своей стороны и намерены действовать соответствующим образом.

Что касается журналиста, то он не представляет свои личные интересы во время интервью, как если бы он действовал от имени «заинтересованной стороны». Поэтому он не может показаться очень открытым. Однако сообщество, в котором он работает, особенное: журналистское сообщество. И цели в данном случае конкретные, а не узко корпоративные. Цель — помочь зрителям оказаться в ситуации. Работа «журналистской корпорации» — производить реальную разнообразную информацию. Эти задачи могут быть выполнены только во взаимном партнерстве.

Оцените статью
Психология жизни
Добавить комментарий